1. С чего все начиналось
История строительства одной из самых удивительных высоток Москвы советского периода, из пресловутой «Семерки сестер», началась в послевоенное время. Само же событие неразрывно связано с грандиозным планом Сталина подарить городу невиданные в тот период небоскребы в честь 800-летия Москвы. Авторы Novate.ru хотели бы напомнить, что о масштабном строительстве торжественно объявили и даже заложили первые камни в фундамент в один день – 7 сентября 1947 г. К этому времени не были даже готовы проекты 8 высотных зданий (одно так и не было построено), которые входили в тот самый Генеральный план реконструкции столицы (1935 г.), предусматривающий строительство Дворца Советов и нескольких высотных зданий, превышающих 100 метровую отметку.
Проектирование и расчеты велись в процессе исследования грунтов, которые на всех строительных участках были малопригодны для реализации настолько грандиозных структур. Московская почва стала главной проблемой для возведения масштабных архитектурных объектов, требующих создания основательных и мощных фундаментов, поскольку на большей территории столицы преобладают супеси, суглинки, пески, отлично пропускающие воду, которой также было в избытке. Одной из основных сложностей этого проекта стало наличие плавунов, особенно там, где планировалось строительство небоскреба на месте Красных ворот, дома, где родился Михаил Лермонтов и церкви Трех Святителей.
Примечательно: Демонтировали памятную арку, возведенную по приказу Петра Великого в честь победы русских войск в Полтавской битве, произошедшей в 1709 году (отсюда название «Красные Ворота»), как и снесли церковь с особняком, намного раньше, в 1920-1930-х гг. Это произошло в период, когда расширялись площади и проспекты в центре столицы, а также велась активная борьба с религией. Чтобы как-то компенсировать утрату памятных мест, в 1941 году площадь Красные ворота назвали Лермонтовской площадью.
2. Особенности проектирования
Поскольку в день торжественной закладки фундамента не было даже приблизительного проекта высотки, а руководство страны решило еще подвести к ней станцию метро, архитектору Алексею Душкину пришлось в сжатые сроки разрабатывать экспериментальный объект. Первый его проект не прошел приемку специально созданной комиссией, он был отправлен на доработку. По ее предписанию к процессу подключили молодого амбициозного архитектора Б. Мезенцева и талантливого конструктора В. Абрамова. Совместная разработка и стала основой для строительства величественного небоскреба в районе Красных Ворот, параллельно с которым работали и метростроители.
Это был не первый проект совместного использования здания, но ранее производились все подготовительные работы и основательно укреплялся без того мощный фундамент. В этом же случае все делалось одновременно, что еще больше усложняло задачу, поскольку почвы были более чем нестабильными, а вибрация от движения подземных составов были нешуточными. И это не считая отсутствие опытных проектировщиков, инженеров и слабую техническую базу.
3. Сложности строительства
Природа как могла противилась такому масштабному вмешательству, ее капризы проявились, как только начали рыть котлован. Он заполнялся водой с молниеносной скоростью, что заставляло не только останавливать процесс строительства, небольшой горстке специалистов пришлось проводить эксперименты уже на месте, чтобы дать возможность не только произвести безопасную для рабочих выемку грунта, но и успеть установить инновационный коробчатый фундамент дополнительные сваи, призванные удержать 138-метровое здание в вертикальном положении.
К решению проблемы подключились и лучшие умы исследовательских институтов различных отраслей, так или иначе связанных со строительством, что позволило приостановить процесс затопления. Для начала заморозили на длительный срок грунт вокруг котлована на нужную глубину, а затем сделали поправку в проекте, предусматривающую небольшой угол наклона самого здания. Нет, это был не кивок в сторону Пизанской башни только на московский лад, а необходимость. Специалисты таким образом пытались предотвратить крен, который мог появиться после размораживания грунта. Вспучивание почвы сместило бы центр тяжести и здание если бы сразу не обрушилось, то проседание могло бы вызвать разрывы в фундаменте, а затем и в несущей оболочке.
Интересный факт: Чтобы заморозить почву и предотвратить постоянные затопления, по всему периметру котлована (за его пределами), пробурили скважины (230!) глубиной 27 метров, опустили в них трубы, которые заполнили раствором хлорида кальция и воды, снижающего температуру замерзания. Специальные станции обеспечили бесперебойное охлаждение своеобразных емкостей, поддерживая постоянную температуру на отметке -20 градусов (это происходило круглосуточно и весь 1950 г.).
4. Структура небоскреба
Конструктивно небоскреб высотой 138 метров (включая шпиль) состоит из нескольких сегментов. Центральная часть (самая высокая) предусматривает 24 этажа и предназначена она была для размещения административных структур (головной офис Минтрансстроя). В ней же находится наземный вестибюль московского метро – станция «Красные Ворота». Два других крыла являются жилыми корпусами с переменной высотой в 11 и 15 этажей.
Как и подобает размаху сталинского ампира, фасады небоскреба призваны подчеркнуть амбиции руководства и преимущества социалистического общества. Экстерьер гигантского архитектурного шедевра может похвастаться дорогими отделочными материалами (известняк, красный гранит). А вот интерьеры лишены помпезности и агитационных арт-объектов, включающих красочные панно, которыми изобилуют вестибюли других высоток-сестер. Здесь нет ни мрамора, ни роскошных люстр, дизайнеры, как ни странно для той эпохи, отказались от излишеств в пользу практичности.
А вот квартиры для партийной номенклатуры и сотрудников министерств как раз наоборот имели фантастические по тем временам удобства. Счастливчики, поселившиеся в жилище будущего, становились обладателями просторных комнат, полностью оборудованных кухонь с невиданными для основной массы советских граждан. В их расположение поступали не просто благоустроенные квартиры с отоплением, горячей и холодной водой, отдельной ванной и туалетом. Здесь были просто фантастические кухни. Встроенный мебельный гарнитур, холодильник (и это начало 1950-х в СССР!), мойка с функцией дробления крупных отходов, молниеносный доступ к мусоропроводу, продвинутая система вентиляции с функцией общего кондиционирования, очистки от пыли и увлажнения.
Стоит отметить, что уникальный во всех отношениях небоскреб до сих пор украшает площадь Красных Ворот. Теперь в центральной его части находятся офисы корпорации Трансстрой, Московской валютной биржи, банки, ресторан «Лермонтов», все также действует станция метро «Красные ворота», куда можно попасть через наземный вестибюль, встроенный в здание. Сохранился и жилой фонд.
Свежие комментарии